Наставничество обучающихся в организациях дополнительного образования детей, в том числе в кружковом движении

Программа наставничества в направлении «Наставничество обучающихся в организациях дополнительного образования детей, в том числе в кружковом движении» нацелена на индивидуальную и групповую работу с обучающимися, которая способствуют успешной самореализации обучающихся, развитию проактивной позиции, способности на определённом этапе деятельности действовать самостоятельно, формированию представлений о векторе развития своего творческого потенциала, карьерных и иных возможностей, сопровождение системы детско – взрослых проектов до «успешного стартапа», адаптацию в новых творческих и проектных коллективах.

Возможные направления наставнических программ:
– наставник проектной (исследовательской) деятельности, проектных, творческих команд.  Позиция наставника в детско-взрослых проектах рассматривается на пересечении педагогической, проектной и профильной сфер, предусматривает сопровождение наставниками проектов, исследований, авторских разработок, инициатив обучающихся. Наставник сопровождает команду в отношении проекта/продукта, доводит до командного результата, при этом ключевым является сопровождение участника внутри проектной команд (рефлексия деятельности, определении перспективы каждого участника, в том числе в выборе профессии);
– наставник сопровождения осознанного выбора подростком направления своего развития, в том числе профессионального самоопределения. Наставник, опираясь на образовательные возможности дополнительного образования, помогает обучающемуся составить индивидуальную траекторию, маршрут, оформленный в карту возможностей и развития компетенций как инструмента для построения вектора развития и самоопределения (в том числе профессионального);
– наставники игровых пространств, игр, в которых ситуативно и событийно «выращивается» опыт у детей через взаимодействие с значимым «взрослым» - наставником, игровое пространство как ситуативное проживание опыта в сопровождении значимого взрослого.

Виды/формы программ наставничества:
«Выпускник-ученик», «Педагог-ученик», «Предприниматель – ученик», «Ученик-ученик».

Задачи

Повышение уровня мотивированности, развитие навыков рефлексии и осознанности обучающихся в вопросах саморазвития, самореализации и профессионального ориентирования, и самоопределения

Развитие навыков, компетенций, знаний, проактивной позиции у обучающихся при реализации проектов, исследований, инициатив, авторских разработок

Развитие сообщества наставников в дополнительном образовании, создание устойчивого партнерства представителей предприятий, предпринимателей и образовательных организаций, занимающихся всесторонней поддержкой проектов и образовательных инициатив

Увеличение числа обучающихся, планирующих стать наставниками в будущем и присоединиться к сообществу активных выпускников дополнительных общеобразовательных программ

Усилить образовательных эффект реализации разно уровневых дополнительных общеразвивающих программ

Субъекты наставничества

Субъекты наставничества

Куратор

Сотрудник образовательной организации, организующий реализацию практики и сопровождающий деятельность наставников и наставляемых

Субъекты наставничества

Наставник

Представители сообщества выпускников образовательной организации, педагоги и иные должностные лица образовательной организации, субъекты малого и среднего предпринимательства, обладающие большим опытом работы, активной жизненной позицией, высокой квалификацией и желающие проявить себя в качестве наставников, а также обучающийся организации дополнительного образования детей, обучающиеся профессиональной образовательной организации, желающие осуществлять деятельность в рамках программы наставничества с целью передачи личного опыта, поддержки наставляемого и обоюдного развития навыков

Субъекты наставничества

Наставляемый

Обучающийся организации дополнительного образования детей в возрасте 10 -18 лет, в том числе с особыми образовательными потребностями: увеличенный и мотивированный определенным предметом, нуждающийся в профессиональной поддержке, социальной адаптации или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов, погруженный в определенный продуктивный вид творческой деятельности